ювелирные украшения
часы
одежда и обувь
косметика и парфюмерия
аксессуары
автомобили
                             

Из истории авторучки.

Из истории авторучкиСтилос, стило, стиль
Когда на Цезаря напали в Римском сенате, он сначала сопротивлялся и ранил руку Кассия резцом, но, увидев, что со всех сторон на него направлены острые клинки, перестал защищаться и накинул на голову тогу, чтобы принять смерть достойно. Великий полководец и диктатор, автор «Записок о галльской войне» до последнего вздоха не выпустил из рук орудия письма.

Дай только черкнуть
Таких людей, как Гай Юлий Цезарь, всегда было не счесть. Тех, кого хлебом не корми, а дай только черкнуть костяным стержнем по пергаменту, острой палочкой по восковой дощечке, перышком по бумаге. Не все они законодатели и поэты, короли и алхимики, чиновники и студенты-отличники. Человеческое свойство писать, как чувство голода или искусство прямохождения, некоторым присуще от природы. Одни любят записывать расходы, как будто бы от этого они становятся меньше, другие прилежно заносят в тетрадку, сколько банок клубничного варенья заготавливают в каждом году, третьи фиксируют свои мысли по поводу прочитанного.
Первое предположение, почему человека одолела эта страсть, — его стремление запечатлеть для потомков что-то великое: деяния, мысли, битвы, природные катаклизмы, откровения пророков. Авторами древних рукописей были, как нам известно, люди ученые, гениальные и авторитетные. Иным, не разбирающимся в сложных материях, вроде бы и писать было ни к чему. В нашем расхожем представлении в прошлых веках подавляющая часть населения Земли была темна и безграмотна. Но разные находки и изыскания часто это опровергают. Например, в библейской Книге Судей рассказывается, что Гедеон захватил в плен чужеземного юношу из Сокхофа, который написал ему 77 имен князей и старейшин сокхофских. А ведь не был неизвестный юноша ни правителем, ни законником, ни пророком. Словом, писать человек любит, и с каких времен это началось, трудно сказать с точностью.
Пиктографическое письмо — текст, зашифрованный рисунками — известно со времен неолита.

Чем ни попадя
Нынешнее орудие письма — шариковая ручка. Еще не так давно это была перьевая ручка с чернилами. В русской поэзии двадцатого века авторучка, как основной инструмент письма, не фигурировала, ее возвышенно называли пером или подзабытым нынче словом «стило».
Слово «стиль» (от греч. stylos), породившее впоследствии столько разных значений, первоначально означало любую заостренную палочку. Стиль, стилос, стило и есть прообраз нынешней ручки. Способов письма в древности было не счесть. Законы Солона вырезаны стилосом на деревянных досках, 10 заповедей — на двух каменных скрижалях. В развалинах Ниневии и Вавилона найдены книги в виде глиняных табличек с выдавленными на них буквами. А Гесиод, первый, известный по имени древнегреческий поэт, писал стилосом на свинцовых табличках. Местом для письма у разных народов служили и пальмовые листья, и дощечки из слоновой кости, и папирус, и мягкое буковое дерево, покрытое воском, и сырая глина. Орудиями писания были железные резцы, грифели, клинышки, костяные стержни, остро отточенные деревянные палочки, алмазные острия. На папирусе и пергаменте (особо выделанных кожах животных), на полотне и бумаге (изобретенной, между прочим, еще во II в. в Китае) писали тонкой кисточкой, как и теперь пишут китайцы, или тростниковой палочкой, как предпочитают по сей день писать ученые-арабы.
Зачем существовало такое разнообразие способов письма, когда, казалось бы, куда проще было завести гуся, выдернуть подходящее перо и писать себе на здоровье? Но не по всякому материалу попишешь гусиным пером, а бумагу в старину знали немногие народы, она была сложна в производстве, дорога и куда менее доступна, чем простая деревянная дощечка или кусок бересты.

Недолговечное, но вдохновенное
Писанины с течением веков становилось все больше, и длинненький заостренный предмет под названием «стилос» все меньше устраивал человека. Пользоваться им было целое искусство, доступное действительно немногим. Пергаментные свитки и пальмовые листья повсеместно сменила бумага, а стилос — обычное гусиное перо. Годились и перья из крыла ворона или павлина.
Уму непостижимо, сколько было создано томов, составляющих основу библиотек мира, написанных простым птичьим перышком! Нас поражают кляксы на рукописях Пушкина и Лермонтова. Но проделайте эксперимент — подберите перо на деревенской улице и попробуйте им что-нибудь нацарапать на бумаге, обмакнув перо в тушь или чернила. Вряд ли у вас получится. При нажиме перо брызгается, капли чернил стекают на лист, кое-как выведенные строчки не желают просыхать. Не так-то это просто. А дело в том, что из гусиного оперения для письма годились всего два-три пера. Каждое из них сначала очищали в раскаленном песке, потом обрезали под определенным углом и затачивали. От искусства обрезки и заточки во многом зависели и искусство письма, красота и разборчивость почерка. Чтобы текст быстрее высох, его посыпали песком. У Александра Сергеевича Пушкина еще не было промокашки. Письменный прибор состоял из перницы, чернильницы и песочницы. И если поэта подстегивало вдохновение, что ему было делать, как не брызгать пером?
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Грязь в тетради!
Времена набегают друг на друга — археологи обнаружили, что у древних египтян был самый настоящий фломастер. Он выглядел как свинцовая трубочка, внутрь которой вставлялась тростинка с чернилами. Темная жидкость понемногу стекала к заостренному концу трубочки, оставляя на папирусе четкий черный след. Такой фломастер нашли в гробнице Тутанхамона. Но сколько песка утекло со времен фараонов, когда вещь, придуманная как минимум три с половиной тысячелетия назад, вошла в обиход современного человека! До этого в истории пера случилось еще несколько событий. Сначала обыкновенное гусиное прикрепили к трубке, заполненной чернилами, у которой на конце была заглушка. Но изобретение не прижилось, потому что принципиально не изменило положения дел. Природный материал по-прежнему быстро истончался и стачивался. В конце концов изобрели металлическое перо. Случилось это в XVIII веке. Слуга ахенского бургомистра Янсена выточил для своего господина перо из стали. То ли он так любил своего хозяина и проявил заботу о его неустанных трудах, то ли слуге надоело менять сточившиеся гусиные перья… Правда, изобретатель не догадался сделать прорезь на кончике пера, отчего то брызгало чернилами и писало без нажима. Поначалу металлическое перо тоже не слишком успешно приживалось, но когда прорезь была кем-то придумана, качество письма улучшилось. Мир перешел на металлические перья. Делали их из стали, серебра и даже из золота.
Конечно, это был шаг к прогрессу, который понимается нами главным образом как создание комфортной и беспроблемной жизни. Поколению, еще не успевшему стать бабушками и дедушками, в детстве пришлось овладевать стальным пером. Занятие, как помнится, было тяжкое, хотя любая муштра, наверное, идет ученику на пользу. Те, кто не обладал природной аккуратностью, хватали «тройки» и «двойки», хотя писали без единой ошибки и умели ловко решать задачки. «Грязь в тетради!» — безжалостно черкала учительница начальных классов красными чернилами поперек тетрадного листа. Все были до смерти рады, когда в старших классах разрешили авторучку.

В моде желтизна
Современная авторучка ведет четкий отсчет своего существования—с 1884 года. Место рождения — город Нью-Йорк. С конца XIX века начинается расцвет производства письменных принадлежностей, совершенствуется их эстетический облик. Собаку на этом деле съели и, без сомнения, нажили крупные состояния Джордж С. Паркер и Л.Э. Уотерман. Позолоченная паркеровская ручка в виде двух переплетающихся змей со стеклянными глазами, созданная в 1910 году, стоит сегодня у антикваров 22 тысячи долларов и имеет даже свое имя, как произведение искусства, — «Snake pen». Ручка-змея и изначально стоила недешево, как вообще изделия паркеровской фирмы, это был не ширпотреб. Причем главное их достоинство заключалось не в выдумках художников-дизайнеров, не в причудах ювелиров, а в отличном качестве самого орудия письма.
Золотые перья паркеровских ручек не расплющиваются и спустя десятилетия пишут легко и тонко, механизм набора чернил с помощью пипетки не отказывает. Владелец антикварной ручки может быть уверен, что она прослужит ему до ста лет.
Паркеровские авторучки и механические карандаши изготовлялись на фабрике в штате Висконсин (США) и в Торонто (Канада). У них (ручек) были в моде цвета — то винно-черные, то красные, то желто-оранжевые. Оранжевая называлась «Авторучка-мандарин», а все оттенки желтого и оранжевого были очень популярны в 1920—30-х годах и дольше всех продержались в моде.
Компания Л.Э. Уотермана щеголяла эксклюзивными изделиями. То выпустят в продажу самую маленькую ручку в мире, известную под названием «Кукольная ручка Уотермана», длиной в 4,5 сантиметра, то придумают модель для большеруких людей, длиной в 25,5 сантиметра. Неизвестно, покупали ли ее гиганты, но здоровенную авторучку полюбили стенографы, чья работа была связана с расходованием большого количества чернил.
Фирма «Паркер» существует и сегодня. Например, последняя модель Parker 100 разрекламирована как олицетворение традиций и авангарда, стоит больше 400 долларов, а выбор цветов может растрогать и художника: бриллиантовый голубой, дымчатая бронза, медовый белый… Фирма гарантирует стопроцентную безупречность. Подарить дорогую паркеровскую ручку считается хорошим тоном. Подразумевается, что тот, кому дарят, не пишет одноразовыми «шариками», имеет на письменном столе чернильный прибор и не ленится набирать пипеткой чернила в свое эксклюзивное изделие с золотым пером.

Ручки и признания
Оригиналов таких становится все меньше. Почтальоны больше не приносят нам длинных, пространных писем от друзей и возлюбленных, разве что вынешь из почтового ящика распечатанный на принтере рекламный проспект или открытку «С днем рождения» от троюродной бабушки. Искусство письма сходит на нет. А именно оно, рискну предположить, послужило расцвету производства письменных принадлежностей в прошлом веке. Эпистолярный жанр, который был в моде и раньше, но в основном у образованных особ из высшего общества, проник во все слои населения. Все писали друг другу письма. Поэты — поэтам, летчики — невестам, деревенские родители — городским детям-студентам, бывшие ученики -учителям. Подруги поверяли друг другу тайны, друзья — мысли, подчиненные рисовали перед начальством перспективы совершенства. На целый век общение с помощью письма стало для людей серьезной сферой их жизни. Естественно, им было не все равно, чем писать. Своими авторучками дорожили, перья у них тщательно чистили, покупка новой превращалась в событие. .. .Сейчас это кажется странным — переписку вели ведь не только на расстоянии. В письме можно было изъяснить то, что не выразишь в живой речи. Постесняешься, плохо сформулируешь, не додумаешь. Недаром древние говорили: «Stilus dicendi opifex» — упражнение в письме производит оратора. Где, как не в письме, написанном ручкой, которой водит само сердце, мог влюбленный выразить свои чувства! Стройная теория изложенная на бумаге, в отличие от устного пересказа выглядела и логичнее, и интереснее, и ярче. Конечно, ручкой писали и кляузы с анонимками, но все-таки письмо больше служило взаимопониманию и перемирию. Письменная речь учит не только ораторов, она вообще учит нас тоньше и глубже чувствовать, понимать самих себя.
Вот один не слишком странный для того времени пример. Лет пятнадцать назад одна моя знакомая собралась разводиться с мужем. И тут он написал ей длиннющее письмо. Она не выдержала — ответила. Разругавшиеся супруги жили уже в разных квартирах, собирались делить по суду двоих детей, как вдруг между ними завязалась бурная переписка. В слове они не были искушены, но, видно, как-то находили слова для длинных посланий друг другу — и в результате помирились, живут по сей день. Но писать перышком многие из нас как будто бы разучились: строчки прыгают, буквы наезжают друг на дружку — то ли дело ровный шрифт клавиатуры и возможности Интернета, доставляющего за две секунды ваше коротенькое сообщение! Красивую ручку в кармашке пиджака у знакомого или коллеги почти не увидишь. А жаль.

Аксессуары

                             
  1. Яна
    Январь 5th, 2013 at 20:27 | #1

    А мне нравятся дорогие авторучки и такие мелочи как раз позволяют дополнить образ мужчины и придать ему деловой и респектабельный вид. так что по возможности думаю у каждого мужчины, тем более кто носит деловые костюмы, всегда должна быть с собой дорогая авторучка

  1. Трэкбаров нет.